Как известно, в январе т.г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с программным Обращением к народу, в котором обозначил основные параметры политических преобразований в стране. За разъяснениями о предстоящей реформе мы обратились к советнику-посланнику Посольства Казахстана в Украине Игембаеву Токтару.

Известно, что в Казахстане сформирован основательный фундамент для поступательного развития страны. Казалось бы, можно двигаться по накатанной, но именно, в этот период, когда мир находится в зоне «турбулентности» Лидер Казахстана заявляет о необходимости политических преобразований. Чем же все-таки это вызвано?

Прежде всего, хотел бы отметить, что Казахстан постоянно работает над собой, совершенствуется. Для этого заимствуется лучший международный опыт государственного строительства, но, естественно, с поправкой на особенности Казахстана, его общества, менталитета и традиций казахского народа, а также собственный опыт.

Успехи Казахстана убедительно свидетельствует о  состоятельности такой модели развития государства. Так, Казахстан в 2012 году вошел в число 50-ти самых конкурентоспособных экономик мира. За годы независимости экономика выросла в 20 раз. С 1999 года по 2016 год – наша экономика непрерывно растет. То есть 17 лет из 25-ти стабильный экономический рост. Сейчас Казахстан поставил себе новую амбиционную задачу– вхождение в 30-ку конкурентоспособных стран мира. 

Сейчас особенно очевидно, что на этапе становления казахстанской государственности нужна была сильная президентская вертикаль власти. Наступил новый период развития страны. Поэтому Глава государства инициировал политическую реформу, направленную на демократизацию общества, совершенствование деятельности основных институтов государственной власти. Планируется, что Президент делегирует часть своих полномочий Парламенту и Правительству как ключевого фактора повышения устойчивости и эффективности системы управления, дальнейшей демократизации общества в целом.

Понятно, что новая конструкция будет сложнее, но и мир стал намного сложнее. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Предстоящая реформа серьезно повысит устойчивость страны к тем стрессам и изменениям, которые несут за собой наблюдаемые сегодня глобальные изменения.

Вы, как говорится, большими «мазками» обрисовали предстоящую реформу. Но какие конкретно шаги стоят за этими реформами?

Предполагается, что за Президентом останутся стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны.

В свою очередь, роль Правительства и Парламента значительно усилится. Для этого планируется передать значительную часть полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов Правительству и другим исполнительным органам. Правительство будет отвечать за утверждение государственных программ и нести ответственность за их реализацию, а также наделено правом образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.

Будет усилена роль Парламента в формировании Правительства и повышена ответственность Кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Исходя из этого, Правительство, скорее всего, станет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом (нижняя палата Парламента).

Будут приняты и другие меры, направленные на усиление контроля законодательной ветви власти за исполнительной, и в целом нахождения приемлемого баланса отношений между ними.

Как известно, Украина также находится в процессе модернизации. Проводятся активные преобразования политической и экономической жизни страны. Чтобы Казахстан мог «подчеркнуть» для себя из украинского опыта?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Украина – это близкая для Казахстана страна. Мы объединены общей историей, тесными гуманитарными и экономическими связями. Между нашими странами налажен активный политический диалог. Поэтому в Казахстане внимательно следят за процессами в братской Украине, сопереживают трудностям, с которыми, к сожалению, в последнее время пришлось столкнуться Украине, радуются ее успехам.

Для Казахстана украинский опыт ценен. Считаю интересным, например, опыт по построению и развитию гражданского общества и формированию «открытого Правительства». Есть неплохие наработки в области развития инновационных технологий, прежде всего, в IT-сфере.  Эти направления находятся в нашем постоянном внимании.