ПАМЯТЬ ХРАНИТ. ПАМЯТЬ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ

Нередко для описания глубины и масштабности трагедии требуются тысячи страниц. А бывает, что словно удар молнии вас пронизывает до глубины души уже одна-единственная фраза из архивов. Вот как эта: «В Ходжалы остались только мёртвые…»

И она прозвучала на презентации в нашей столице фильма «Бесконечный коридор» литовского режиссера Андрюса Брокаса, посвященного 25-летней давности трагедии в оккупированном армянскими вооруженными силами азербайджанском городке Ходжалы. В этой массовой резне были беспощадно убиты 613 человек, в том числе женщины, дети, старики, 487 человек искалечены, сотни взяты в плен или пропали без вести.

– Это было заранее спланированное деяние, имевшее целью полное или частичное истребление людей по национальному признаку, – сказал Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджанской Республики в Украине Азер Худиев на презентации фильма. – Поэтому, согласно международному праву, эта трагедия является именно геноцидом. Этот преступный акт, совершенный против человечности, должен получить справедливую правовую оценку международного сообщества.

Фильм независимого литовского режиссера Андрюса Брокаса, снятый в рамках кампании “Справедливость к Ходжалы!”, уже был показан во многих странах мира и отмечен международными наградами.

Как отмечали все выступающие на презентации, ценность этого фильма заключается в том, что он создан как на основе воспоминаний выживших свидетелей тех событий, так и интервью с лицами, принимавшими с армянской стороны непосредственное участие в организации трагедии. Они были записаны литовским журналистом Ричардом Гапаитисома, свидетелем ужасов Ходжалы и вновь вернувшимся в Азербайджан через двадцать лет после трагедии. В фильме отражены сюжеты, значимые для истории и культуры Азербайджана, малоизвестные доселе факты, документы и снятые в свое время видеосюжеты и фотоматериалы о ходжалинском геноциде.

Состоялся во время презентации и показ мини-фильма киевлянки, поэтессы и художницы Дарьи Евтуховой. Меньший по экранному времени и масштабности, но не меньше потрясающий эмоционально образом ребёнка.

Ребёнка, в глазках которого – словно бы мольба о пощаде …
Да, память хранит. Но память и предостерегает.

Репортаж Анатолия Майко и Александра Кондратенко,
Интернет-издание “Киев дипломатический”, ТК “Крылья